Литература и ресурсы.

оглавление
Главная страница.


    Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев)


    Рано утром 31 декабря в московской Пироговской больнице на 75-м году жизни скончался Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев), предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Причиной смерти стал обширный инфаркт, вызвавший необратимые последствия.

    Будущий митрополит Алимпий (в миру - Александр Капитонович Гусев) родился 14 августа 1929 г. в г. Сормово (ныне - район Нижнего Новгорода) в многодетной семье потомственных старообрядцев-поповцев.

    Сам Митрополит рассказывает: "Родился я в старообрядческой семье. Детство мое прошло в Лыскове. Отец матери, мой дед, занимался шорничеством, шил сапоги, обувь кожаную, очень хорошую, к нему за ней много народа приезжало, даже сюда, в Москву, отправляли. Жила семья небедно, но пришла Советская власть, отняла дом - большой, хороший был. Его отвезли в Чернуху и школу там сделали. Я не застал деда в живых: он не выдержал всех этих потрясений и в 1920 году умер. Старшая сестра деда моего, девица Анастасия, взяла племянников к себе. Она тоже занималась сапожным ремеслом. Вскоре умерла и их мать, моя бабушка. Анастасии пришлось их воспитывать одной. Она так замуж и не вышла - все силы отдала воспитанию сирот. Другой мой дед, по отцовской линии, был родом из Красного Яра (это в 20 км выше по Волге от Лыскова). Там тоже много старообрядцев жило, можно сказать, большинство. Старообрядческий храм сохранился там до сих пор, хотя и не действующий. Дед был армейский офицер и в 1914 году погиб на германской войне. Отцу моему, Капитону, тогда было только 10 лет; а мать его, моя вторая бабушка, Васса, тоже вскоре умерла, и он остался жить у своей тетки Натальи.

    Отец мой, Капитон, как подрос немного, стал учиться у него кузнечному ремеслу. Потом так и проработал всю свою жизнь кузнецом. У теткиного мужа кузница была частная, ну а отец работал на разных государственных заводах. Отец с матерью познакомились в Лыскове, в храме, а поженились примерно в 1925 году. Я родился в 1929 году, а всего в семье было шестеро детей. Когда родители поженились, начал перестраиваться Сормовский судостроительный завод, и отца как квалифицированного кузнеца взяли туда на работу. В семье уже было двое детей, старший брат и я, а квартиры не было, вот и пришлось через три года возвращаться в Лысково. Вначале жили у тетки, а потом купили недорого старый двухэтажный дом.

    Сперва отец работал кузнецом в школе механизации, где учеников обучали рабочим профессиям, а потом перешел на пивзавод. Наша семья всегда держала скотину: коров, свиней, а на пивзаводе как раз отходы выписывали для работников, чтобы скот кормить. Правда, на работу ему далеко ходить приходилось - на другой конец Лыскова".

    Сам Митрополит всегда считал себя лысковским уроженцем, ибо значительная часть жизни его связана с этим небольшим поволжским городом. Семья Гусевых была очень набожной. Всю войну отец, мобилизованный на трудовой фронт, проработал на военном заводе г. Дзержинска Горьковской области. Семья сильно нуждалась в военное и послевоенное время.

    Во время советских гонений 1930-х гг. дядя будущего старообрядческого первосвятителя Виктор Дмитриевич Бармин устроил у себя дома тайную ("катакомбную") моленную во имя св. Иоанна Богослова. Три года во время войны моленная находилась в доме самих Гусевых.

    В 1945 г. в г. Горьком открыли старообрядческую церковь, и необходимость в существовании тайной моленной отпала. Юный А.К. Гусев зимой преодолевал по льду расстояние более пятидесяти километров до Кстова, где садился на автобус, чтобы попасть на церковные службы в Горьком.

    В послевоенные годы Александр устроился работать на речной флот бакенщиком. Владыка вспоминает: "Бакенщиком я работал сперва на Верхнеюркинском перекате, а потом на Нижнеюркинском. Юркино - это село на Волге, километрах в семи-восьми от Макарьева. Пароходы ходили по северному и южному ходам. Всего там было двенадцать бакенов - пять на одном ходе и семь на другом. Работа была тяжелая, постоянно в воде. Ночью пройдет плот, два-три бакена собьет. Какие мы найдем - ставим обратно, какие не найдем - ставим новые. Как начальство относилось к тому, что я - верующий, старообрядец? Да никак! Им-то одно от меня надо было - вкалывай побольше, вот и все. Мало того, что работа была очень тяжелая, так она была еще и сезонная. Зимой, конечно, мы делали кое-что: лес заготавливали для крестовин, но заработки были меньше. И делать в межсезонье было особенно нечего".

    Затем Александр служил в пожарной команде г. Лыскова, откуда был призван на срочную службу (4 года) во флот. Службу проходил в морском стройбате в Кронштадте, где овладел малярным делом. Опять вспоминает Владыка: "Во время войны Кронштадт был сильно разрушен, и мы там все восстанавливали, кое-что новое строили. Я с командиром взвода договорился, и он разрешал мне не ходить на зарядку. Рядом с частью дом стоял гражданский. Я вместо физзарядки забегал на чердак и там молился. Один раз на Пасху стал молиться, а работники клуба услышали и кричат: эй, что это там матросы поют? Но на этот раз обошлось. Жили мы полгода в казармах на Флотской, 12. Жили очень хорошо, не больше 30 человек в кубрике. Через два года отправили работать в Петровский док; он был разбит, и мы его бетонировали. Переехали в Петровские казармы, что на берегу Финского залива. Там внутри кирпичные своды шириной метров пятнадцать, а длиной метров тридцать или более. Так там в одном помещении человек, наверное, триста жило, не меньше. И как воскресенье настает - кто во что горазд! Кто на гитаре играет, кто пляшет, кто стучит в домино, некоторые даже курили. Содом и Гоморра, одним словом. Куда деваться? Молиться уже было негде. Выйду из казармы к Финскому заливу и молюсь про себя, на небо. Нас во время службы малярному делу обучали: приезжал из Ленинграда преподаватель, месяца два с нами занимался. Мне это потом очень пригодилось, когда я церковь в Горьком помогал восстанавливать. Так вот, командир нашей части, подполковник Александров, предложил мне его квартиру трехкомнатную покрасить. Когда я сделал все, он мне отпуск дал, а потом и демобилизовал раньше других, перед самым Покровом". Во время службы Александра в рядах Вооруженных сил СССР Кронштадт посетил Л.П. Берия, что, по воспоминаниям Митрополита Алимпия, произвело на будущего иерарха большое впечатление.

    В 1953 г. будущий митрополит демобилизовался и вернулся в родное Лысково, где продолжил службу в пожарной команде. "Сутки дежурства - двое свободных. Дома мы занимались парниками, а осенью и зимой делали валенки", -- вспоминает он. Очень любил (и до сих пор любит) Владыка сенокос. Парторг пожарной команды Владимир Иванович Федяев втайне сочувствовал верующему молодому человеку: "Правильно, Саша, молодец, давно Тебе надо было в Церковь пойти служить".

    Духовным отцом Саши был известный горьковский протопоп Петр Селин. В 1959 г. Великим Постом в разгар хрущевских гонений он благословил Александра переехать в с. Дурасово Костромской области и помогать 85-летнему священнику местной церкви о. Алексию, который незадолго до этого был жестоко избит хулиганами. В 1961 г. Гусева задерживает милиция, молодого человека пытаются запугать, заставляют устроиться на гражданскую работу. Далее Александр Гусев успешно сочетает церковнослужение с работой на ферме и льнозаготовкой, пока и священника, и его самого не вызвал местный уполномоченный Совета по делам религий Кудрявцев, который потребовал, чтобы Александр в течение недели покинул приход, угрожая в противном случае арестом.

    После этого Александром и о. Петром был брошен жребий с названиями шести приходов. Выпало ехать в Горький. Там Александр Гусев в 1966 г. стал уставщиком Успенского храма. Архиепископ Московский и всея Руси Иосиф (Моржаков) рукополагает Александра, давшего к тому времени обет безбрачия, во диаконы Успенской церкви г. Горький. "Когда в 1971 г. Владыка Иосиф умер, его в гробу привезли в Москву из Горького, а мантия осталась там, - вспоминает Митрополит Алимпий. - Мне говорят - отвези в Москву мантию. Я мантию привез, а владыка Никодим стал меня уговаривать: "Соглашайся в епископы!" Но тогда Александр не дал согласия на свое архиерейство. Во время диаконского служения в Успенской церкви на Бугровском кладбище о. Александр много лет прожил в колокольне храма. После трагической гибели в 1985 г. выдающегося старообрядческого священника о. Евгения Бобкова (он был известен и светской аудитории - в 70-е гг. ему были посвящены две "разоблачительные" статьи в "Московском комсомольце"), 92-летний епископ Анастасий (Кононов), при добровольном удалении в с. Старую Добруджу (липованский пригород г. Бельц в Молдавии) архиепископа Никодима (Латышева), стал настаивать на скорейшем постриге и хиротонии диакона Александра Гусева. В отличие от архиепископа Никодима епископ Анастасий старался рукоположить как можно больше молодых людей в священные степени, но епископов не хватало, а молодых среди них не было вовсе. В Старой Добрудже смертельно больной владыка Никодим рукополагает диакона Александра Гусева во священство.

    После пострига 5 января 1986 г. епископы Донской и Кавказский Анастасий и Киевский и Винницкий Евтихий поставляют священноинока Алимпия во епископа Клинцовского и Ржевского. Предполагалось, что после смерти Никодима Анастасий станет архиепископом Московским и всея Руси, а Алимпий займет Донскую кафедру. Когда скончался Никодим, местоблюстителем архиепископии был избран Анастасий, но и он скоропостижно умир. Преемником почившего иерарха становится новопоставленный епископ. В государственных органах также не было возражений против его поставления в архиепископы, т.к. он остался фактически единственным дееспособным епископом в СССР и, по мнению властей, не отличался излишней общественной активностью и нелояльностью.

    Однако когда, накануне 1000-летия Крещения Руси, встал вопрос о возведении архиепископа Московского в митрополиты, Совет по делам религий стал проявлять (возможно, не без участия РПЦ МП) беспокойство, озвученное в частности первым заместителем председателя Совета Иволгиным: госорганы считали несвоевременным "повышение статуса" первоиерарха РПСЦ. Тем не менее, в 1988 г. архиепископ Алимпий был торжественно настолован на кафедру митрополита Московского и всея Руси, чему весьма способствовал образованный старообрядческий иерей Леонтий Пименов, который считал, что исторически сложившийся московский церковный центр должен иметь статус сопоставимый с Брэилой (в этом румынском городе с конца 1940-х гг. находится кафедра митрополита Белокриницкого - первого по чести старообрядческого иерарха). О. Леонтий, много пострадавший от атеистических властей, был достаточно близок к покойным еп. Анастасию и особенно о. Евгению Бобкову. Так же как и о. Евгений, о. Леонтий благоволил светскому знанию, но, в отличие от вышеупомянутых священнослужителей, ему несколько недоставало проницательности и дальновидности. Многие считали, что о. Леонтий займет одно из важнейших мест в митрополии и его влияние на первоиерарха будет весьма велико. Однако при этом не учитывалось крайне скептическое отношение владыки Алимпия к любой учености, а особенно к высшему образованию. Влияние о. Леонтия вскоре стало минимальным, зато на первое место в окружении митрополита выдвинулся протоиерей Леонид Гусев, родной брат главы РПСЦ. О. Леонид, по воспоминаниям старых горьковчан, немало лет в свое время проработал в одном из городских ателье, причем о нем вспоминают как о довольно талантливом модельере. Сначала Леонид Гусев становится священником сельской церкви с. Рытова недалеко от Мурома, а позднее, уже при возвышении брата, - настоятелем Успенской церкви Нижнего Новгорода, где некогда начинал служение и сам митрополит. Настоятельство о. Леонида было омрачено скандалами и раздором. Причиной тому были, с одной стороны, нетактичность о. протоиерея и его нежелание считаться с мнением других людей, а с другой стороны, - демонстративный отказ от своего духовного отца, свящ. Феодора Моржакова, очень уважаемого и любимого нижегородцами. О. Леонида в обход о. Феодора поставили настоятелем нижегородского собора, у нового настоятеля установились сложные отношения со своими сослужителями, в их числе был и любимый народом о. Михаил Шашков, и по сей день являющийся духовным отцом самого Митрополита Алимпия. Часть прихожан временно перестала посещать церковь. После некоторых инцидентов, закончившихся рукоприкладством в отношении о. Леонида, из-за сложного отношения к нему множества прихожан его переводят в Москву и назначают настоятелем Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище, а на Совете Митрополии 18 февраля 2003 г. даже выдвигают кандидатом во епископы. Впрочем, из семи епископов РПСЦ за нового кандидата проголосовало лишь трое, а сам Митрополит воздержался. Считается, что брат имеет на митрополита Алимпия исключительное влияние. Вообще, наибольшим доверием у Митрополита пользуются его родственники. Из них помимо вышепомянутого протоиерея Леонида Гусева можно назвать иерея Георгия Гусева, сына о. Леонида, настоятеля храма в г. Сызрань, зятя о. Леонида священника Сергия Лесуренко, настоятеля старообрядческого храма в честь Сретения Владимирской Божией Матери на Остоженке в Москве, и младшего сына о. Леонида, священнодиакона Покровского кафедрального собора в Рогожском поселке Иоанна Гусева. В последнее время едва ли не большим, чем сам о. Леонид, влиянием на Митрополита пользуется его зять о. Сергий Лесуренко, которого отличает крайнее недоверие ко всем духовным лицам, не входящим в "клан". Немало огорчений владыке Алимпию доставили письма с жалобами прихожан Сызрани и Сычевки на теплохладность и редкие службы своих пастырей - родственников первоиерарха, что и явилось одной из причин перевода о. Сергия в Москву. Впрочем, не все родственники Митрополита "вышли в люди", например, его внучатый племянник М. Бармин по-прежнему работает сапожником в обувной мастерской Нижнего Новгорода. Значительное влияние на митрополита Алимпия имеет и кухарка Матрона Яковлевна, потомственная старообрядка из Воронежской области, много лет проработавшая в Митрополии.

    ***

    Особое значение имеют для РПСЦ отношения с Брэильской старообрядческой митрополией в Румынии. Исторически Белокриницкая иерархия происходит из Австро-Венгрии и молдовлахийских княжеств, где в XIX в. не было гонений на старообрядцев. Поэтому для старообрядцев-белокриничан фигура митрополита Белокриницкого (теперь его резиденция находится в румынском г. Брэила) всегда была особенно значительной. Ему принадлежит первенство чести среди двух первоиерархов, хотя численно и политически РПСЦ всегда превосходила липованскую диаспору.

    На Освященном Соборе РПСЦ 1988 г. Московскую архиепископию было решено именовать митрополией, возвысив сан ее первоиерарха до митрополичьего. Тогда же "Древлеправославная Церковь Христова, приемлющих белокриницкое священство" стала называться Русской Православной старообрядческой Церковью (РПСЦ), хотя многие старообрядцы до сих пор испытывают ностальгию по прежнему названию. Отношение Брэильской митрополии к этим изменениям было сдержанным, но в целом скорее одобрительным, "отличалось пониманием".

    Важным событием стало 200-летие главного храма РПСЦ, Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве: Митр. Алимпий возглавил 14 октября 1992 г. Божественную Литургию и рукоположение нового епископа - священноинока Силуяна (Килина), избранного по решению Собора, проходившего 6-11 октября 1992 г. На юбилей приехали представители старообрядческих Церквей из 20 стран мира, в том числе и митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Тимон (это была первая после 70-летнего перерыва встреча первоиерархов российских и липованских старообрядцев).

    В середине февраля 1995 г. в связи с обращением Митр. Алимпия правительство Москвы передало старообрядцам в безвозмездное бессрочное пользование здания и сооружения церковно-архитектурного ансамбля ХVIII - начала ХХ в. "Рогожская слобода", расположенные на территории охранной зоны. Специальным постановлением отменено решение исполкома Моссовета от 1986 г. о строительстве в этом месте 16-этажного жилого дома, а также плавательного бассейна.

    20-23 мая 1995 г. Митрополит Алимпий совершил визит в Пермскую область. Митрополит отметил, что в области активно ведется поиск и передача зданий, ранее принадлежавших старообрядцам, возрождаются старинные церкви, в административном центре Коми-Пермяцкого округа Кудымкаре староверам передано здание ранее закрытой моленной.

    Освященный собор 1995 г. под председательством Митр. Алимпия отверг просьбу о присоединении к РПСЦ "в сущем сане" Андрея Смирнова, называющего себя "Амвросием Сиверсом, катакомбным архиепископом Готфским".

    5 февраля 1996 г. в Покровском кафедральном соборе в Рогожском поселке состоялась церемония передачи Митрополиту Алимпию начальником Главного управления уголовного розыска МВД РФ Иваном Храповым уникальных церковно-служебных книг, похищенных и вывезенных в прошлом году из России. Среди них Псалтырь, Евангелия и Часовники, отпечатанные в конце XIX в. и являющиеся репринтными изданиями фолиантов XVI-XVII вв. Этот факт, к сожалению, является отдельным исключением из уже устоявшегося правила, когда старопечатные книги, иконы старообрядческого письма и церковную утварь без особенных раздумий передают РПЦ МП, хотя исторически и юридически у РПСЦ явно больше прав на них. Более того, здания отдельных старообрядческих церквей (Ивановская, Калужская, в г. Сарапуле и т.д.) безо всяких оснований передаются РПЦ МП.

    В Иванове уставщик местного храма РПСЦ Лаврентий Устинов долгое время осаждал Митрополита Алимпия требованиями о рукоположении, и не дождавшись, перешел в РПЦ МП, где и получил искомый сан. Вместе с собой мятежный уставщик увлек часть прихода и, создав новую общину, переписал на нее церковное здание. Таким образом, Церковь лишилась храма, однако были еще большие надежды на передачу РПСЦ закрытого в 20-х гг. бывшего старообрядческого кафедрального собора в Иванове, однако городские власти, гордящиеся добрыми отношениями с местным архиереем РПЦ МП Амвросием (Щуровым), решили и его передать "главенствующей Церкви", которая собирается приспособить его под епархиальное управление. Митрополит Алимпий неоднократно обращался по этому вопросу и к местным властям, и к Патриарху Алексию II, и к митр. Кириллу (Гундяеву), и к архиеп. Амвросию. Пока что эти обращения остались безответными.

    Митрополит Алимпий еще со времен сусловского идеологического диктата приобрел стойкую антипатию ко всему, связанному с коммунизмом. В связи с этим под влиянием чтеца Ромила Хрусталева, Александра Панкратова и других митрополит не раз особенно в "перестроечные" годы делал заявления о своей поддержке демократических преобразований. Наиболее известен его призыв, сделанный 28 мая 1996 г. (по новому стилю), в день памяти царственного страстотерпца отрока Дмитрия Угличского, когда Владыка произнес после богослужения проповедь, в которой сравнил убийц царевича с российскими коммунистами и призвал голосовать за президента Бориса Ельцина. Вместе с тем, в частных беседах Митрополит часто скорбел по поводу проводимой государством политики и ее разрушительных последствий для русского народа.

    В 1996 г. в Белой Кринице (Украина) прошел Освященный собор Старообрядческой Церкви России и Зарубежья, в частности постановивший, что избрание Патриарха старообрядцев нецелесообразно и несвоевременно. На этом же Соборе состоялось прославление в лике святых первого митрополита Белокриницкого Амвросия, умершего в ссылке в г. Цилле в 1863 г. Эта канонизация была первой в ряду целого ряда прославлений угодников Божиих на Соборах и Советах Митрополии.

    Летом 1997 г. митрополит Алимпий дважды обращался к президенту РФ в связи с тем, что новый Закон "О свободе совести" ущемляет старообрядцев, не давая им права на статус общероссийской религиозной организации. По заявлению митрополита, в законе не было учтено предложение старообрядцев о проверке возвращаемого государством Церкви имущества на конфессиональную принадлежность; в настоящее время власти игнорируют существование старообрядцев, передавая все некогда национализированное или конфискованное у грабителей церковное имущество только Московской патриархии.

    15 августа 1997 г. заседание Совета Митрополии РПСЦ постановило, что "новый Закон по сравнению с действующим Законом "О свободе вероисповеданий" (1990-95 гг.) значительно осложняет отношения Церкви и государства... Считаем действующий Закон более приемлемым. А для решения проблемы новообразующихся нетрадиционных для России религиозных групп, а также для регулирования экспансивных действий иностранных проповедников чуждых России религий, глубоко тревожащих и нас, может быть принят особый Закон, направленный на решение именно этих задач и не затрагивающий нынешнее свободное положение традиционных конфессий".

    В конце сентября 1998 г. Митрополит вместе с епископом Новосибирском и всея Сибири Силуяном, протоиереем Леонидом Гусевым, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Томске о. Геннадием Коробейниковым и настоятелем храма Рожества Пресвятой Богородицы в Новосибирске о. Михаилом Задворновым в новосибирской областной администрации встретился с зам. губернатора А. Тимошенко. Митрополит выразил признательность главе обладминистрации за поддержку строительства кафедрального собора. После визита а областную администрацию Митрополит Алимпий встретился с управляющим Новосибирской епархией РПЦ МП епископом Новосибирским и Бердским Сергием, одним из немногих новообрядческих архиереев, хорошо относившихся к старообрядцам. Во время одной из личных встреч с Митр. Алимпием еп. Сергий подарил ему старинную икону Божией Матери "Знамение".

    30 марта 1999 г. Митрополит Алимпий опубликовал в газете "Завтра" заявление "Остановить кровопролитие на Балканах!", в котором было в частности сказано: "Снова, как и десятки и сотни лет назад, на земле южных славян льется кровь и гибнут люди. Старообрядцы никогда не забудут, что восстановитель святительского "епископского" чина старообрядческой освященной иерархии, святый исповедник митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий был изгнан турками после подавления сербского народного восстания. Русская Православная Старообрядческая Церковь призывает ослепленных гордыней властителей остановиться и не надеяться на силовое превосходство, вспомнить падение могущественных Австрийской и Турецкой империй, пытавшихся установить свое господство на Балканах".

    В июле 1999 г. Митр. Алимпий обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с предложением пересмотреть решение о сдаче в аренду Национальному институту имени Екатерины Великой монастырской палаты с часовней Покрова Пресвятой Богородицы Преображенского старообрядческого монастыря, переданной в 1993 г. в бессрочное безвозмездное пользование общине старопоморско-федосеевского согласия.

    В августе 1999 г. на празднование 70-летия Митр. Алимпия были приглашены глава администрации президента Александр Волошин, мэр Москвы Юрий Лужков, и.о. вице-премьера правительства РФ Валентина Матвиенко, писатель Александр Солженицын, депутат Государственной Думы РФ Михаил Мень. Из важных персон лично прибыл только М. Мень, В. Матвиенко прислала пространное поздравление, а Ю. Лужков - одного из своих заместителей.

    19 сентября 1999 г. Митр. Алимпий освятил в Новосибирске новый кафедральный собор во имя Рожества Пресвятой Богородицы, ставший вторым по величине после московского (его высота - почти 30 м). Собор построен на пожертвования прихожан и бизнесмена-старообрядца из Австралии. Новосибирская община старообрядцев насчитывала тогда не менее 1000 верующих. 8 декабря 1999 г. (за 11 дней до губернаторских выборов) Митрополит выразил благодарность губернатору Новосибирской области Виталию Мухе за помощь, оказанную новосибирской общине. По словам Митрополита, именно благодаря поддержке губернатора удалось открыть кафедральный собор.

    25 декабря 1999 г. Митрополит освятил храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Миассе Челябинской обл., строительство которого было закончено незадолго до этого. В деле строительства храма помогали городские власти, директор Челябинского тракторного завода и губернатор.

    30 марта 2000 г. Митрополит Алимпий подписал документ, благословляющий возобновление традиции всероссийских старообрядческих съездов мирян. Первый (или восемнадцатый, если учитывать дореволюционные) такой съезд после почти столетнего перерыва собрался 17-20 мая 2000 г. в Рогожском поселке. Священноначалие РПСЦ, поначалу благословившее эту инициативу, само оказалось к ней не готово. Сказалось отсутствие опыта и живых контактов с массой мирян, неспособность справиться с попытками активного мирянина (ныне - священника) Елисея Елисеева, руководившего съездом, взять под свой контроль новосозданный финансовый Фонд Съездов православных мирян. Вначале Митрополит колебался, но из-за влияния на него оо. Леонида Гусева, Леонтия Пименова и Валерия Шабашова, а также из-за конфликтности Е. Елисеева, фактически отозвал свое благословение. Съезды более не собираются, а на инициативах "снизу" фактически "поставлен крест".

    17-20 октября 2000 г. в Москве, в Успенской церкви-колокольне, прошел Освященный Собор РПСЦ в составе всех 5 епископов во главе с Митр. Алимпием, 50 священников, 4 диаконов и 20 мирян, представлявших большую часть приходов РПСЦ. Заседания 17 и 18 октября были посвящены проблеме ИНН. После яркого выступления епископа Кишиневского и Молдавского Зосимы возобладала "центристская" точка зрения, согласно которой ИНН не "печать Антихриста", но "еще одно звено в цепи прогресса и отступления секулярного человечества от Христа". Митрополит отметил, что "если христианин воспринимает ИНН как элемент подготовки к принятию печати антихриста, он может его не принимать, тем более что светские власти отменили процедуру обязательной подачи заявления о присвоении ИНН". Собор единогласно осудил практику кремирования усопших как несоответствующую православной традиции и решил наладить со старообрядческой митрополией в г. Брэила более тесную связь.

    В конце октября 2000 г. Митрополит Алимпий посетил Марий Эл и освятил храм Преображения Господня в Козьмодемьянске, где существует значительная старообрядческая община. На церемонии присутствовали представители местных и республиканских властей.

    15-20 ноября 2000 г. Митрополит Алимпий совершил поездку в Ярославскую область, посетив Николо-Улейминский женский монастырь близ города Углич. 19 ноября он освятил отреставрированную церковь Владимирской Божией Матери в Ярославле, где раньше был склад химикатов. Храм был восстановлен общими усилиями министерства культуры РФ, администрации области, мэрии города, фирмы "Ярреставрация", а также более чем 100 прихожан.

    В Москве 27 ноября 2000 г. состоялась юбилейная конференция, посвященная 200-летию существования единоверческих приходов в лоне РПЦ МП. Патриарх направил обращение "Чадам РПЦ, сохраняющим в богослужении древние русские обряды", в котором в частности говорится: "Ныне мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне РПЦ, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и в особенности не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны". После конференции состоялось совместное богослужение в Успенском соборе Кремля единоверцев и новообрядческого духовенства РПЦ МП. Многие его представители, а также СМИ (например, НТВ) трактовали конференцию и богослужение как единение старообрядцев и новообрядцев. "Интерфакс" опубликовал анонс, в котором утверждалось, что старообрядческий Митрополит собирается принять участие в совместных торжествах с Патриархом Алексием II.

    В ответ на требование Митрополита Алимпия опровергнуть дезинформацию агентство отказалось дать опровержение, мотивируя это "государственной необходимостью". 29 ноября Митрополит Алимпий заявил, что "никак не мог собраться принять участие в торжествах по случаю юбилея единоверия, участвуя, таким образом, в молитве духовенства иной конфессии, что категорически возбраняется правилами церковными. Непонятно, как Патриарх мог "призвать старообрядцев простить обиды", так как все христиане по определению должны прощать своих обидчиков, а в основе русского раскола лежат отнюдь не личные обиды, а так называемые "церковные реформы", от коих РПЦ МП не отказалась до сих пор... Празднование юбилея Единоверия есть внутреннее дело РПЦ, к которому РПСЦ не имеет никакого отношения".

    В марте 2001 г. председательством Митрополита Алимпия прошло заседании Совета митрополии РПСЦ с участием всех архиереев РПСЦ и 20 священнослужителей, темой которого стало отношение к ИНН. Несмотря на то, что настоятель Покровского кафедрального собора Москвы протоиерей Леонид Гусев назвал ИНН "печатью антихриста", навязываемой "мировой закулисой - кагалом", большинство во главе с митрополитом решило оставить без изменений определение Собора 2000 года, в котором отсутствовал запрет ИНН.

    29 марта - 4 апреля 2001 г. Митр. Алимпий совершил архипастырскую поездку в старообрядческие приходы Кировской области и Удмуртской республики, приняв участие в богослужениях в селе Микварово, поселке Кильмезь, в г. Ижевске. В заключение поездки Митрополит посетил Казань.

    29 апреля 2001 г. пять епископов РПСЦ во главе с Митр. Алимпием рукоположили во епископа Казанского и Вятского священноинока Андрияна (Александра Четвергова). За день до этого Архиерейский Собор РПСЦ принял официальное определение о хиротонии епископа Андрияна.

    29 июня - 2 июля 2001 г. Митр. Алимпий посетил Ржевско-Клинцовскую епархию (включающую Северо-Запад и Запад России и Белоруссию). Во Ржеве его встретили духовенство и прихожане Покровской старообрядческой церкви, там же Владыка отслужил Всенощное бдение, 1 июля - Литургию и водосвятный молебен Покрову Пресвятой Богородицы. Затем Митрополит поехал в детский христианский лагерь "Ржевская обитель", расположенный в 10 км от г. Ржева, после чего направился в город Сычевку (Смоленская обл.), где побывал в храме в честь преп. Сергия Радонежского.

    10 июля 2001 г. Митрополит Алимпий с официальным визитом посетил Нижний Новгород, встретившись с губернатором Иваном Скляровым в его кабинете. В ходе встречи владыка Алимпий выразил надежду, что "Иван Скляров продолжит свой жизненный путь на посту губернатора", и заявил журналистам о поддержке РПСЦ Склярова на предстоящих выборах губернатора (во втором туре выборов Иван Скляров набрал лишь 28,2 % против 59,8 % у Геннадия Ходырева).

    19-23 сентября 2001 г. владыка совершил поездку в низовья Дуная (где с конца XVII в. компактно проживают старообрядцы-липоване), посетив Балту, Вилково и Мирное (Одесская обл.).

    10 сентября 2001 г. Митр. Алимпий в Рогожской слободе встретился с уполномоченным по правам человека в РФ Олегом Мироновым, обсудив вопросы взаимодействия Церкви и общества в области сохранения духовного наследия. Владыка Митрополит заявил, что основные проблемы РПСЦ - это "возврат церковного имущества и ценностей, ранее изъятых государством из старообрядческих храмов, финансирование реставрационных работ и решение вопроса о церковном землевладении".

    16-19 октября 2001 г. прошел Освященный Собор РПСЦ с участием 6 епископов во главе с Митрополитом Алимпием, 60 священников и диаконов, 50 мирян. 16 октября обсуждался чиноприем еретиков, присоединяющихся к РПСЦ (преимущественно из новообрядчества), а также проблема рентабельности свечных мастерских РПСЦ. 17 октября по инициативе бухгалтерии и юридической службы РПСЦ, Собор поддержал обращение к Госдуме РФ с просьбой не лишать религиозные организации и их предприятия налоговых льгот. 18 октября вновь рассмотрен вопрос об ИНН, который объявлен "этапом всемирной апостасии", не являющимся печатью Антихриста. Чадам РПСЦ вновь благословлено самим решать вопрос о принятии ИНН. 19 октября главный бухгалтер РПСЦ заявила, что большинство приходов РПСЦ не полностью исполняют решения прошлых Соборов Церкви об уплате десятины со всех приходских доходов в фонд митрополии, которая вносится лишь частично.

    В 2001 г. с просьбой о присоединении к РПСЦ обратился немецкий епископ Антоний (Херцог), одно время бывший членом "авксентьевского" ("максимовского") старостильного Синода истинно-православных христиан Греции (консервативная православная юрисдикция, не признающая нового календаря). Просьба была удовлетворена, несмотря на ряд вопросов. В 2002 г. состоялась архиерейская хиротония и возведение на Аугсбургскую кафедру еп. Амвросия (Херцога).

    19 сентября 2002 г. министр культуры РФ Михаил Швыдкой в Москве торжественно передал митрополиту Алимпию икону XV века "Преображение Господне", возвращенную в Россию. Икона была похищена из Зимней Рогожской слободской церкви в 1957 году, после чего была вывезена за границу и оказалась в частной коллекции мексиканского дипломата, вдова которого выставила ее на продажу в нью-йоркском салоне, но, узнав об истории иконы, вернула ее в Россию.

    В конце 1980-х гг. многие надеялись, что количество приходов РПСЦ возрастет как минимум в 2-3 раза, и РПСЦ прочно займет достойное "второе место" после РПЦ МП среди православных деноминаций России. Но надеждам этим не суждено было сбыться. Хотя РПСЦ и является второй по численности официально зарегистрированных приходов православной конфессией, она так и не стала значительным фактором религиозной жизни современного российского народа, а осталась периферийным явлением. Доля ответственности за это самого Митрополита на деле значительно меньше, чем полагают некоторые. Государственная власть мало заинтересована в такой роли РПСЦ (которая скорее устраивает власти как одна из незначительных, хотя и уважаемых "традиционных конфессий"). Во многих, некогда традиционных старообрядческих местах, таких как Уфа, Богородск (ныне - Ногинск), Поморье, Иргиз, даже родной город Митрополита - Лысково, вовсе нет старообрядческих храмов (в Лыскове храм открылся лишь недавно). А в других - таких, как Гуслицы, Боровск, Брынский край Калужской области, терские станицы - старообрядчество перестало быть численно первенствующей конфессией. Характерна в этом смысле история со старообрядческим храмом в подмосковной Гжели, всвое время населенной в основном старообрядцами-поповцами, работавшими на Кузнецовской фарфоровой фабрике. Их потомки обратились к Митрополиту Алимпию с просьбой благословить открытие храма, но Митрополит не нашел возможным удовлетворить их просьбу. Тогда им пришлось обратиться в Русскую Древлеправославную Церковь, где их с радостью приняли, поставив вскоре священника.

    Митрополиту Алимпию не удалось решить и большинство проблем взаимоотношений с другими Церквами. Как прямой наследник Белокриницкой иерархии, он не признает Русскую Древлеправославную Церковь (новозыбковскую), хотя с послевоенных годов священноначалие РПСЦ не раз предпринимало попытки к соединению с РДЦ. Эти попытки не увенчались успехом. В духе этой традиции Митрополит Алимпий неоднократно поздравлял новозыбковских первоиерархов с великими христианскими праздниками, встречался с отдельными иерархами, например с епископом Львом Курским. Но дальше этих частных встреч и обмена любезностями дело так и не пошло. Хотя многолетний "вершитель судеб" новозыбковской иерархии протоиерей Афанасий Калинин (впоследствии - архиепископ Аристарх) не был настроен конфронтационно в отношении к РПСЦ, но, очевидно, его племянник, молодой Патриарх Александр, пытается всячески подчеркнуть первенство РДЦ среди старообрядцев. Обострению отношений способствовало отделение от Новозыбкова сперва грузинской Иверской иерархии, а затем - Курской. Хотя выделение этих иерархий из РДЦ было вызвано внутренними причинами и отчасти спровоцировано политикой самого первоиерарха РДЦ, он воспринял это как усиление влияния РПСЦ и лично Митрополита Алимпия.

    Встречи Митрополита с беспоповцами также не привели к значительным результатам. В начале его первоиераршества был случай, когда один из беспоповских наставников в Латвии изъявил желание присоединиться к РПСЦ. Однако Митрополит отказал ему по причине "неспособности принимать такие решения". В отношениях с другими старообрядческими упованиями выразились две черты Митр. Алимпия как администратора - его безынициативность и инертность. В то же время он отнюдь не возражал против присоединения к РПСЦ тысяч бывших часовенных в Свердловской и особенно Пермской областях, а также принял как инока постриженника беспоповских енисейских скитов о. Евагрия, вскоре рукоположенного в диаконский, а затем и в священный сан.

    Митрополит Алимпий возглавлял все архиерейские хиротонии, бывшие в годы его первоиераршества. Таким образом, все нынешние епископы РПСЦ являются его ставленниками. Священников он поначалу (в 1980-е гг.) рукополагал довольно неохотно и нечасто, но затем число рукоположений значительно увеличилось, особенно в последние годы. Всего Митрополит Алимпий совершил десятки рукоположений во диаконы и священники, но духовенства на приходах все равно не хватает. Так, в приходской моленной Шувоя (ныне это часть поселка Красный ткач в Калужской области), известной по "Шувойской беседе", интересному памятнику старообрядческой полемики между "окружниками" и "неокружниками", нет постоянно служащего священника уже не первый десяток лет.

    При Митр. Алимпии, после избрания и настолования нового первоиерарха "липованской Церкви" молодого Митрополита Леонтия, несколько осложнились отношения с Брэильской митрополией. Дело в том, что один из главных членов делегации Московской митрополии, прибывшей на Собор в Брэиле, протоиерей Леонид Гусев, решил вмешаться в предвыборную борьбу и выступил против избрания диакона Леонтия митрополитом Белокриницким. Однако, не имея достаточного влияния и связей среди румынского старообрядческого духовенства и в правительственных кругах Румынии, он потерпел поражение. Это вмешательство в дела липован настроило новоизбранного Митрополита против Москвы, хотя Митрополит Алимпий и старается сохранить братские отношения с Брэилой. Весьма сильно отношения двух митрополий омрачил "австралийский вопрос": возник спор о том, в чьей юрисдикции должен находиться старообрядческий приход в Западном Сиднее. Исторически этот приход, в отличие от других австралийских старообрядческих приходов, относился к Московской архиепископии, так как был основан священником Иоанном Кудриным, поминавшим Московского архиепископа Флавиана (Слесарева). Впоследствии, по благословению московского архиепископа Никодима, боявшегося назначения на этот приход откровенного советского агента и перехода этой общины в юрисдикцию РПЦ МП, приход перешел в ведение Брэильской митрополии. Но в результате того, что настоятель "румынского" старообрядческого прихода в Сиднее пытался ликвидировать "кудринский" приход и постепенно объединить две общины, русский приход установил сердечные отношения со священником РПЦЗ китайского происхождения о. Ростиславом Ганом, который мечтал, чтобы этот приход остался независимым при условии поминовения Митр. Филарета (то есть фактически стал единоверческим в юрисдикции РПЦЗ). Однако из-за позиции священноначалия РПЦЗ эти планы не осуществились. Как только появилась возможность, "кудринский" приход вернулся под юрисдикцию Москвы, что приветствовалось Митрополитом, но не нашло понимания у значительной части не только липован, но и российского старообрядческого духовенства. Последняя попытка урегулирования этого противостояния, предпринятая по инициативе Митрополита Леонтия в мае 2003 г., пока ни к чему не привела.

    Митрополит Алимпий, как человек "старой закалки", никогда не сочувствовал сближению с РПЦ МП. Его негативное отношение к "главной традиционной конфессии" общеизвестно и объясняется как традиционным для старообрядцев неприятием "никонианства" (модернизма, книжной справы, западных элементов, троеперстия), так и скорбью о растущем обмирщении новобрядческой иерархии, экуменизме и других пороках церковной жизни. Однажды Митрополит Алимпий был приглашен на прием к президенту РФ. Туда же прибыл и Патриарх Алексий II. Будучи спрошен о том, какое впечатление произвел на него первоиерарх РПЦ МП, Митрополит ответил: "Из того, что говорил он, я, почитай, ничего не разобрал, да это и не важно было. А вот то, что он в постный-то день пирожные с кремом кушал, - то большой грех!" Однако РПСЦ и РПЦ МП существуют за небольшим исключением в "параллельных мирах", почти не соприкасаясь, так что в практическом плане вопрос о взаимоотношениях с "главенствующей Церковью" даже не ставится. Нет ни совместных служений, ни совместных молитв. Нет взаимного признания Таинств. Патриарх Алексий II, правда, регулярно поздравляет Митрополита Алимпия с Рождеством и Пасхой, но после того, как однажды в Перми Митрополит Алимпий отказался публично облобызаться с Патриархом, тон этих поздравлений стал куда суше. Небольшое исключение - это то поле, на котором интересы РПСЦ противостоят интересам РПЦ МП или государства. Сюда относятся вопросы о нескольких церковных зданиях, исторически принадлежавших старообрядцам и занимаемых либо общинами РПЦ МП, либо государственными или частными организациями. Здесь получается, что власть, как правило, готова идти на уступки Московской патриархии, но не всегда готова делать то же самое для РПСЦ.

    В отношении новообрядчества Митрополит Алимпий занимает осторожную позицию: его нельзя однозначно считать сторонником алармистского радикального "неокружничества". В XIX в. старообрядческую Церковь потряс раздор, вызванный "Окружным Посланием" архиепископа Антония (Шутова), в котором (под влиянием знаменитого церковного публициста и начетчика Ксеноса (Илариона Кабанова) были осуждены некоторые крайности в оценке новообрядчества). Впоследствии "Окружное Послание" было отменено, а раздор постепенно сходил "на нет", однако отдельные рецидивы радикального "неокружничества" до сих пор встречаются среди старообрядцев. Иногда подобные взгляды высказывает и о. Леонид Гусев, требуя крестить наново всех переходящих в РПСЦ из "никонианства", даже в том случае, если они были крещены правильно, т.е. трехпогружательно. При всех возможных симпатиях Митрополита Алимпия к такому церковному ригоризму он не вполне и не всегда поддерживает его.

    Известно, что в связи с 200-летним юбилеем единоверия (рода унии между никонианством и старообрядчеством) в ведомстве митрополита Кирилла (Гундяева), главы ОВЦС МП, был разработан план "мягкой унии", выраженной в частности в проекте согласительного документа, написанного сотрудником ОВЦС О. Добронравовым и названного "Меморандум". Есть основания полагать, что этому документу митр. Кирилл придавал большое значение. От имени латвийских старообрядцев-поморцев (беспоповцев, не принадлежащих к РПСЦ) унию фактически принял старший рижский наставник Иоанн Миролюбов. Его позицию отвергло большинство авторитетных поморских наставников и мирян. "Меморандум" едва не приняло священноначалие поповщинской РДЦ ("беглопоповцев") в лице архиеп. Александра (Калинина), однако резкое ухудшение взаимоотношений между РДЦ и РПЦ МП (из-за возведения Александра в Патриархи) воспрепятствовало этому. Тогда же Совету митрополии РПСЦ было предложено принять "Меморандум", причем значительная часть духовенства не очень возражала против этого, и даже о. Леонид Гусев воздержался от высказывания прямой позиции, и вопрос был отложен. На следующий день секретариат митрополии имел беседу с Митрополитом Алимпием и о. Леонидом, в ходе которой был осознан действительный масштаб возможных последствий принятия "Меморандума" как "первого шага к единоверию". Митрополит Алимпий со всей резкостью осудил униональную инициативу ОВЦС, и вопрос был "похоронен".

    У Митрополита Алимпия нет целостного представления об "альтернативном" Православии. Разумеется, он знает о существовании РПЦЗ, и c симпатией относится к отвержению экуменизма и церковного либерализма, однако в целом оценивает современную РПЦЗ как часть "никонианства" и не особенно отличает ее от РПЦ МП. О наличии греков-старостильников Митрополит Алимпий узнал лишь в связи с делом о переходе епископа Амвросия (Херцога). Есть основания полагать, судя по положительному упоминанию в церковном календаре на 2003-2004 гг., что его отношение к ним сравнительно неплохое.

    В отношениях с государственной властью Митрополит Алимпий старается соблюдать дистанцию. Дважды в год президент РФ приглашает его на приемы по случаю государственных праздников. На приемы, однако, Митрополит ездит лишь единожды в год - на День Конституции. Нередко на официальные мероприятия вместо Митрополита отправлялся его брат о. Леонид, но в последнее время, дабы "сохранить лицо", все чаще митрополита представляют на официальных культурных мероприятиях священники Леонтий Пименов, Сергий Лесуренко и особенно часто мирянин Алексей Рябцев. Надо вспомнить, что по своим семейным традициям Митрополит Алимпий не склонен разделять прокоммунистические симпатии, хотя ему случается с ностальгией вспоминать "прежние времена", когда была социальная стабильность, существовали "богатые хозяйства" и "ухоженные поля". Однако тотальный контроль государства над церковной жизнью, от которого он сам пострадал, вполне естественно вызывает у него резко отрицательное отношение. Сестра Митрополита, Софья Гусева, умерла из-за того, что советские врачи-атеисты отказали ей в срочной медицинской помощи, требуя снять нательный крест. В отношении постсоветского политического процесса у Митрополита Алимпия печаль вызывает скорее девальвация нравственного начала в политике, возрастающий цинизм и инструментализация религии политиками. Неодобрительно смотрит Митрополит и на расчленение территории бывшего "имперского пространства" России, в частности еще и оттого, что возникшие границы очень усложнили церковные контакты старообрядцев, принадлежащих к одной Церкви.

    К прессе (даже и старообрядческой) Митрополит и его окружение относятся очень настороженно и видят в ней источник проблем и потенциальную угрозу "миру церковному". Интервью Митрополит дает крайне редко и неохотно. Как правило, текст интервью составляется другими лицами, а Митрополит лишь визирует его. По этой причине в разных интервью могут звучать противоречивые заявления. Практически единственное полностью аутентичное интервью Митрополит Алимпий дал журналу "Церковь", который опубликовал его в выпуске 3 за 2000 г. Справедливости ради надо заметить, что и светские СМИ нередко ведут себя не вполне корректно в отношении первоиерарха РПСЦ. Так, в газете "Аргументы и факты" было опубликовано "интервью Митрополита Алимпия", где он, якобы, одобрял расчленение СССР и РФ, и которое он, по собственным его словам, никак не мог дать. Несмотря на опровержение, опубликованное "Благовест-инфо" и "НГ-Религиями", сотрудники "АиФ" ответили, что "не обязаны считаться со всякими сектами". Еще один казус случился, когда корреспондент "Благовест-инфо" передала сообщение, что "советник Митрополита Алимпия" (на самом деле это был мирянин РПСЦ В. Попков, занимавшийся правозащитной деятельностью, не имевший никаких официальных полномочий и не бывший сотрудником митрополии), якобы, от имени Митрополита осудил на митинге в защиту "чеченских повстанцев" "российских военных преступников". По благословению Митрополита эта дезинформация была немедленно дезавуирована, а В. Попков отлучен от причастия за самозванство и обман, после чего он присоединился к РПЦ МП, а затем погиб в Чечне. С тех пор пресса старается обходить стороной старообрядческие сюжеты и довольствуется, как правило, лишь фольклорно-этнографическим аспектом. В отношении Интернета Митрополит не раз высказывался в негативном духе, как о полигоне "мировой закулисы". В этом мнении его всячески укрепляет о. Леонид, чего нельзя сказать об о. Сергии Лесуренко, который постоянно пользуется "всемирной паутиной".

    Определенная инертность, характерная для политики священноначалия РПСЦ при Митрополите Алимпии, в некотором смысле есть сознательный выбор самого первоиераха, подозрительно относящегося ко всем масштабным проектам. Помимо прочего, именно в этих вопросах главные советники митрополита, о. Леонид и о. Сергий Лесуренко, оказывают тормозящее воздействие и сковывают любую инициативу, исходящую снизу. Однако, в ближайшем окружении Митрополита Алимпия недавно появился высокообразованный архивист и журналист А. Знатнов.

    ***

    День Митрополита Алимпия начинается рано утром. Не позднее 5 часов утра Владыка Алимпий, если здоровье позволяет, начинает творить молитву. Заканчивает молиться он уже поздним утром (около 10.00), после чего отдыхает, читая жития "дневных" святых, "Пролог" или просматривая газету "Известия". Может выйти к посетителям. Раньше это случалось нередко, но в связи с болезнью круг общения Митрополита несколько сузился. Иногда Владыка разговаривает и с совершенно случайными людьми. Затем, от 12 до 14 часов дня, начинается обед, который длится обычно от 40 минут до 1 часа и проходит в компании сотрудников митрополии и кого-нибудь из приезжего духовенства. После обеда Митрополит либо позволяет себе краткий отдых, либо тотчас начинает прием посетителей, который продолжается часов до пяти вечера. Далее - двухчасовой отдых. А затем - краткий и легкий вечерний ужин в одиночестве. Затем владыка встает на молитву (совершает келейное правило) до глубокой ночи или раннего утра. После 3-4-часового сна - снова утро, и снова молитва…

    Митрополит Алимпий совершенно не интересуется светской музыкой и литературой, не смотрит ТВ, не слушает радио, но нередко читает газету "Известия", а иногда и патриотические листки. В одежде Митрополит непритязателен, верен монашескому обету личного нестяжания. Он крайне редко употребляет алкогольные напитки, главным образом вино или коньяк, почти никогда пиво, водку не пьет вовсе. В еде довольно умерен, любит рыбные блюда, в том числе из благородных пород рыб, особенно уху. Митрополит, следуя древним иноческим правилам, никогда не вкушает мяса. Любит грибы, но иногда опасается отравления. Любит некоторые нижегородские блюда, например, домашнюю лапшу.

    Митрополит любит котов, которые не раз были постоянными жителями здания митрополии, и ему нравится кормить птиц. Живет он в довольно скромных условиях в здании, бывшем до войны Гробной часовней, в Рогожском поселке (сейчас - это здание митрополии). Владыка не любит покидать свою обитель, не жалует путешествия и вообще перемещения, хотя по долгу служения ему приходится бывать в разных городах. Как правило, на день святых Петра и Павла он служит в г. Нижний Новгород, заодно посещая родное Лысково, где иногда бывает и без особенного к тому повода. До последнего времени каждый год на Введение бывал в Ростове-на-Дону. В самое последнее время ему полюбился и Улейминский монастырь под г. Углич. На досуге Митрополит любит читать "Жития святых" на славянском языке, а иногда читает "Пандекты" и "Тактикон" Никона Черногорца. На современном русском языке книг он почти не читает.

    В людях ценит простоту, скромность, честность и непритязательность. Больше доверяет он людям малообразованным, считая, что знание делает людей надменными. Так, некий украинский священник о. Андрей начал внушать прихожанам самые дикие бракоборческие и вегетарианские взгляды, однако Митрополит отказался наказывать нарушителя церковных канонов, сославшись на то, что у того "борода большая". Вообще, Митрополит, как и все Гусевы, с большим подозрением относится к инициативным и популярным у народа священнослужителям, таким как еп. Андриян (Четвергов), прот. Сергий Маслов, прот. Валентин Новожилов, свящ. Евгений Чунин, свящ. Виктор Жильцов и другие. С особенной подозрительностью относится Митрополит к епископу Кишиневскому Зосиме (Еремееву), отличающемуся не только самостоятельностью, но и жестким, властным характером.

    Митрополит Алимпий всегда отличался достаточно хорошим здоровьем, хотя иногда жаловался на ноги. В последние годы стал жаловаться и на сердце и даже не раз в связи с этим проходил медицинский осмотр. В январе 2003 г. Митрополит был госпитализирован в связи с инфарктом и общим ухудшением состояния здоровья. Впрочем, по весне состояние здоровья Митрополита Алимпия заметно улучшилось.

    Михаил Тульский, portal-credo.ru


Copyright © 2002 Ponia
Типа копируйте на здоровье
интернет-магазин
Всяко дыхание
да хвалит Господа!(Пс.150)
Hosted by uCoz